14 ноября 2014 г.

Танец через боль или nada es negro

Как же хорошо, когда в компании есть увлеченный человек! Просто замечательно, когда человек стремится делиться своими увлечениями с товарищами по несчастью. В нашей маленькой, но дружной танцевальной тусовке такой человек нашелся. И именно он, а точнее она, еще в сентябре предложила, в том числе, мне открыть для себя Московский международный дом музыки как площадку, отданную мастерам танца. Ну что ж, знакомство состоялось, в четверг, 6 ноября, я впервые в жизни увидела и поняла, что такое фламенко мирового уровня. 
История моих личных отношений с этим видом музыкального и танцевального искусства довольно продолжительна. Но до этого года мне не доводилось видеть фламенко - танец - вживую, хотя я достаточно много слушала и слышала музыку. Так что знакомиться пришла подготовленная. Мало того, поскольку спектакль, на который меня пригласили, был тематическим, попыталась еще и вспомнить, что же я знаю о знаменитой мексиканской художнице Фриде Кало. Оказалось, что не так много, все как-то по верхам. Конечно, я первым делом вспомнила, что в начале нулевых был снят фильм с Сальмой Хайек. Надо все-таки выбрать вечер и посмотреть, а то стремительность подготовки к культурному походу не позволила, к большому сожалению. Конечно, зрительная память тут же подсунула мне яркие, немного наивные портреты странной, нервенной женщины. Но всего этого было мало, поэтому я сделала то, что делает любой современный человек - полезла в Интернет искать информацию.
И вот тут меня оглушило чужой жизнью, полной боли, страдания, любви, ненависти, измены. Болезнь и острое, почти осязаемое, желание жить полноценной жизнью, авария и первые картины, лежа на больничной койке, светлое и одновременно тяжелое чувство, страстная мечта о материнстве и невозможность осуществить эту мечту. Нам, жителям большого города, сложно даже представить себе, как на долю одного человека может выпасть столько горя. Но почитайте биографию Фриды Кало и вы поймете, что иногда судьба отыгрывается на таланте по полной, наотмашь.
Моно-спектакль "Фрида" (строго говоря, он, конечно, не совсем моно, он, скорее, камерный) поставила и исполнила петербургская танцовщица и хореограф Наталья Зайкова. Если уж совсем по-честному, то, по началу, мой забитый стереотипами мозг оценивал этот танцевальный эксперимент скептически: как это - скрестить фламенко и Мексику, наивную живопись и танец. Но этого скепсиса хватило ровно до первого номера. А даьше я смотрела и слушала, затаив дыхание. Нет, спектакль - не одно полотно, в нем есть разрывы и менее... как это правильно описать... менее эмоционально насыщенные номера. Они как раз для того, чтобы глотнуть воздуха и вновь окунуться в водоворот мелодических, пластических, сценических экспериментов.

 В 17 лет Фрида попала в страшную аварию, навсегда изменившую ее жизнь

Необязательно знать испанский, чтобы понять колыбельную, спетую неродившемуся ребенку. Необязательно иметь развитое воображение, чтобы оценить феерическую пляску со смертью. Необязательно любить танец, чтобы искусный, горячий ритм захватил тебя.

Вечный танец. Танец со смертью
Яркие, живые краски на автопортретах, насышенные цветом наряды - nada es negro - ничто не черно, говорит Фрида, всё имеет свой цвет. И боль свою она преодолевает через цвет. И через танец: иногда рваный и изломанный, иногда плавный и тягучий, как песня.

 Боль или цвет?
В небольшом коллективе, который рассказывает зрителю историю жизни темпераментной мексиканки, удивительный баланс. Это один организм, который дышит, плачет, смеется, танцует, поет, рождается и умирает. В этой кровеносной системе нет ни единого инородного тела, всё двигается и живет. За каждой деталью можно и нужно наблюдать, каждый элемент рассматривать и "пробовать на вкус".

  Танец, музыка, песня - части и целое
Честное слово, я давно не получала такого удовольствия post factum. Это как отложенный старт: ты выходишь из зала и образы и идеи спектакля начинают "догонять" тебя, встраиваться в повседневную жизнь, заставлять тебя думать. И такой эффект - очень редок, поэтому очень ценен.
Сходите, не пожалеете. Театр фламенко Натальи Зайковой играет на разных площадках, но чаще в Петербурге. Надо бы запланировать и совместить поездку в северную столицу со вторым спектаклем театра, посвященным Жанне Д'Арк
В посте использованы фотографии с сайта Натальи Зайковой http://nataliazaykova.ru


2 комментария:

  1. Насть, если тебе понравилось, то обязательно сходи на кого-нибудь из мастеров фламенко именно из Испании. Это нечто фееричное!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таточка, я не сомневаюсь :) Надо будет прошерстить афишу

      Удалить